О состоянии гражданского общества в городе Рыбинске за 2015г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                   

 

 

 

 

 

 


Состав рабочей группы по подготовке доклада

 

п/п

ФИО

Должность

1

Виноградова Наталия Николаевна

Председатель комиссии по развитию гражданского общества Общественной палаты г. Рыбинска

2

Кабакова Людмила Викторовна

Зам. председателя комиссии по развитию гражданского общества Общественной палаты г. Рыбинска

3

Миролюбова Ирина Валентиновна

Член комиссии по развитию гражданского общества Общественной палаты г. Рыбинска

4

Новиков Дмитрий Александрович

Член комиссии по развитию гражданского общества Общественной палаты г. Рыбинска

5

Сладинов Дмитрий Михайлович

Член комиссии по развитию гражданского общества Общественной палаты г. Рыбинска

6

Коваленко Екатерина Владимировна

Главный специалист комитета по развитию местного самоуправления администрации городского округа город Рыбинск

 

 

 

 

 


Содержание

 

Состав рабочей группы по подготовке доклада.. 2

1        Введение: цели и задачи.. 3

1.1     Основные цели доклада: 3

1.2     Основные задачи доклада: 3

2        Состояние развития гражданского общества в оценках населения города Рыбинска. 3

2.1     Портрет респондентов.. 3

2.2     Вы активный участник гражданского общества?. 3

2.3     Уровень развития гражданской активности, %... 3

2.4     В чем чаще всего выражается гражданская активность населения?. 3

2.5     Что нужно сделать для развития гражданских инициатив?. 3

2.6     Как можно охарактеризовать Ваше отношение к общественным организациям?  3

2.7     Каков уровень информированности населения о деятельности НКО?. 3

2.8     Могут ли НКО влиять на события в городе?. 3

2.9     Какие направления деятельности НКО наиболее востребованы в Рыбинске?. 3

2.10        Участвовали ли Вы в течение последних году-полутора лет в деятельности общественных организаций (членство, участие в мероприятиях, акциях, финансовая помощь, сбор подписей и т.д.)?    3

2.11        Если в будущем Вам предложат поучаствовать в акции, организуемой общественной организацией, то согласитесь ли Вы?. 3

2.12        Проблемы на пути развития гражданской активности населения.. 3

3        Гражданская активность в городе Рыбинске по оценкам органов власти и некоммерческих организаций. 3

3.1     Основные задачи анкетирования: 3

3.2     Оценка состояния гражданского общества города.. 3

3.3     Взаимодействие НКО и органов власти.. 3

3.4     Наиболее эффективные формы взаимодействия власти и НКО.. 3

3.5     Какие направления деятельности некоммерческих организаций (общественных объединений) вы считаете наиболее востребованными в Рыбинске?. 3

3.6     Помощь НКО от органов власти.. 3

3.7     Оценка развития институтов гражданского общества.. 3

4        Характеристика общественных объединений и НКО г. Рыбинска. Меры по их поддержке федеральных, областных и местных органов власти.. 3

4.1     Общее количество НКО г. Рыбинска по направлениям деятельности: 3

4.2     Средства, выделенные из городского бюджета для НКО на субсидии и гранты: 3

4.3     Поддержка НКО из областного бюджета.. 3

4.4     Поддержка НКО из федерального бюджета.. 3

4.5     Основные задачи: 3

5        Общественный контроль в г. Рыбинске.. 3

5.1     Формы общественного контроля в 2015г. Ошибка! Закладка не определена.

5.2     Наиболее успешные формы общественного контроля.. Ошибка! Закладка не определена.

6        Перспективы развития гражданского общества в городе Рыбинске и пути их решения   3

 


1      Введение: цели и задачи

                                                      

 

Настоящий доклад подготовлен в соответствии с п.18 Положения об общественной палате городского округа город Рыбинск. Одной из задач общественной палаты является подготовка и публикация ежегодного доклада о состоянии гражданского общества в городе Рыбинске, формах и методах  общественного контроля деятельности органов местного самоуправления, иных формах взаимодействия общества и власти.

 

Доклад подготовлен для ознакомления общественности и органов власти г. Рыбинска о состоянии гражданского общества. В докладе представлен широкий спектр количественных и качественных оценок уровня развития, эффективности деятельности и перспектив развития общественных институтов города.

 

1.1         Основные цели доклада:

 

§  анализ состояния гражданского общества;

§  определение уровня участия населения в общественной жизни города;

§  оценка уровня развития некоммерческих организаций;

§  оценка готовности гражданского общества к решению задач  социально-экономического развития.

 

1.2         Основные задачи доклада:

 

§  привлечение граждан и некоммерческих организаций к выработке и реализации социально–экономической политики в городе Рыбинске;

§  доведения до органов местного самоуправления общественного мнения;

§  поддержка инициатив граждан и некоммерческих организаций на территории города Рыбинска;

§  выработка рекомендаций и предложений по повышению эффективности деятельности общественных организаций и их взаимодействию с органами власти.

 

 

 

 

2          Состояние развития гражданского общества в оценках населения города Рыбинска.

 

Социальный прогресс в России невозможен без ответственного гражданского общества, умеющего критиковать и контролировать власть, заставляющего работать ее в своих интересах. В литературе нет однозначного понимания гражданского общества. Но в целом преобладает мнение, что гражданское общество - это неполитические отношения в обществе, проявляющиеся через ассоциации и организации граждан, законодательно огражденные от прямого вмешательства государства.

 

Для изучения состояния развития гражданского общества в городе Рыбинске рабочей группой были разработаны 3 вида анкет:

 

§  для граждан города

§  для НКО

§  для органов власти.        

 

В опросе приняли участие 437 граждан города, 53 представителя некоммерческих организаций, 21 сотрудник органов власти. Опрос горожан проводился  на предприятиях  и в учреждениях города. Возраст анкетируемых составил от 20 до более 70 лет. В опросе приняли участие 289 женщин и 148 мужчин. Уровень образования: высшее - 236чел., незаконченное высшее-23чел., среднее специальное – 130 - чел., среднее полное-  48 чел.

2.1         Портрет респондентов

 

Гендерный состав

Уровень образования, чел.

 

Возрастной состав

 

Для оценки состояния развития гражданского общества населению города была предложена анкета, состоящая из 11 вопросов.  Вопросы имели следующую направленность:

§  оценить уровень активности граждан в общественно-политической жизни города и перспективы развития;

§  выявить основные формы гражданской активности и пути их развития;

§  определить отношение жителей к общественным организациям: их значении и влиянии на жизнь города, направлениях деятельности и т.д.;

§  выявить основные проблемы на пути развития гражданской активности населения города.

Тема гражданской активности в последнее время находится в центре внимания общества. И это обосновано, поскольку гражданская активность – важная составляющая любого общества.

Состояние развития гражданского общества в оценке населения отражено в представленных ответах населения на следующие вопросы. 

 

2.2         Вы активный участник гражданского общества?

 

На вопрос. Можете ли Вы назвать себя активным участником общественно политической жизни нашего города

«Да» ответили -14% респондентов, «Нет» - 75%, «не знаю» - 11%

 

Таким образом, значительное большинство опрошенных – 75%,  не считают себя активными гражданами.

 

Анализируя оценки текущего уровня развития гражданской активности в городе Рыбинске, можно увидеть, что они достаточно сдержаны. Только 54 человека - 12% охарактеризовали текущий уровень как высокий. Большая часть оценивает его как низкий - 174 чел.-41%, средний назвали 147 чел. -34%, затруднились ответить определенно 57 чел. - 13%.

 

2.3         Уровень развития гражданской активности, %

 

 

2.4         В чем чаще всего выражается гражданская активность населения?

 

Мнения респондентов распределились следующим образом:

 

Формы гражданской активности

Мнение респондентов (%)

Участие в выборах, референдумах

49

Участие в социально-значимых мероприятиях

37

Членство в партии

9

Участие в митингах, демонстрациях

8

Членство в НКО

4

Другое

3

Большинство опрошенных респондентов считает, что главной формой гражданской активности является участие в выборах, референдумах. Так считает 49% респондентов. Довольно значительная часть - 37% считают, что это участие в мероприятиях, акциях социально-значимых для города, 9% что это членство в политических партиях, около 8% - участие в митингах, демонстрациях, пикетах и лишь 4% видят выражение гражданской активности в членстве в НКО.

 

На вопрос, что нужно сделать для развития гражданских инициатив, ответы распределились следующим образом.

2.5         Что нужно сделать для развития гражданских инициатив?

 

Формы гражданской активности

Мнение респондентов (%)

Население

Сотрудники органов власти

Шире пропагандировать гражданские инициативы

34

91

Поощрять энтузиастов гражданских инициатив

40

9

Наладить партнерские отношения с органами власти

39

0

 

Данный вопрос был задан и населению, и сотрудникам органов власти. Интересен тот факт, что население считает, что для развития гражданских инициатив, в первую очередь нужно поощрять энтузиастов гражданских инициатив – 40%, наладить партнерские отношения с органами власти – 39% и шире пропагандировать гражданские инициативы – 34%.

 

Однако интересно отметить, что сотрудники органов власти приоритетным считают пропаганду гражданских инициатив - 91 %, всего лишь - 9% сотрудников органов власти считают, что нужно поощрять энтузиастов гражданских инициатив, и никто из них - 0%, не видит необходимости в налаживании партнерских отношений с органами власти.

 

 

 

 

 

 

2.6         Как можно охарактеризовать Ваше отношение к общественным организациям?

 

 

Если говорить о деятельности общественных некоммерческих организаций и степени доверия к ним населения, то  43% респондентов относится одобрительно к их деятельности, настороженно - 16%, безразличное, равнодушное отношение высказали - 16% опрошенных.

 

Вызывает тревогу тот факт, что больше половины опрошенных – 57% или же безразлично, настороженно относятся к НКО, или вообще затрудняются  охарактеризовать свое отношение к общественным организациям.

2.7         Каков уровень информированности населения о деятельности НКО?

7

Высокий

46

Не знаю

25

Низкий

22

Средний

По мнению населения, низкий уровень информированности отметили 107 чел., т.е. 25% респондентов. Большая  же часть опрошенных 203 чел. - 46% на вопрос об уровне информированности населения о деятельности общественных организаций вообще не смогла сказать что-то определенное. Средний уровень информированности отметили лишь - 22%, а высокий 29 чел. (7%).

2.8         Могут ли НКО влиять на события в городе?

Большая часть горожан считает – 52% считает, что НКО могут влиять на происходящие в городе события. Однако около половины граждан – 48% не видят влияния НКО на события и жизнь города.

 

2.9         Какие направления деятельности НКО наиболее востребованы в Рыбинске?

 

Направления деятельности

Мнение респондентов (%)

Население

НКО

Работники органов власти

Образование, просветительство

42

17

0

Охрана окружающей среды

42

8

17

Физкультура, спорт

37

25

6

Медицина

32

20

9

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание

30

15

0

Клубы по интересам

30

10

0

Защита семьи, материнства, детства

27

17

0

Поддержка и сохранность жилого фонда

25

9

17

Работа по адаптации инвалидов

20

15

Работа с детьми, молодежью

17

51

Защита прав женщин

10

13

 

На данный вопрос отвечали: 1) население 2) НКО и 3) работники органов власти.

 

В ответе на вопрос о главных направлениях деятельности НКО, востребованными в Рыбинске, мнения респондентов разделились. Население считает, что все направления деятельности НКО востребованы, но приоритетными назвали сферы образования, вопросы по охране окружающей среды – по 42%, важность физкультуры и спорта отметили 37% респондентов и посчитали важным деятельность в области медицины 32 %.

 

Интересно отметить, что члены НКО считают приоритетными направлениями деятельности физкультуру и спорт – 25%, а также область медицины - 20% . К сожалению, работа с детьми и молодежью никак не была отмечена некоммерческими организациями – 0%.

 

Однако больше половины работников органов власти – 51% ответили важность работы с детьми и молодежью. Но в то же время существенная и важная часть направлений, таких как образование и просветительство, гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, клубы по интересам, защита семьи, материнства, детства, работа по адаптации инвалидов, защита прав женщин никак (0%) не были отнесены к востребованными вопросам деятельности НКО.

2.10     Участвовали ли Вы в течение последних году-полутора лет в деятельности общественных организаций (членство, участие в мероприятиях, акциях, финансовая помощь, сбор подписей и т.д.)?

 

Формы участия в деятельности НКО

Мнение респондентов (%)

Интернет-сообщества

48

Ассоциация соседей, ТСЖ, ТОС

26

Профсоюз                                                                                                                                                                                                          

14

Благотворительная организация, волонтерство              

16

Студенческий союз

4

Творческое объединение                                                   

2

Ассоциация пожилых людей, ветеранов

12

Женские организации

13

Организации по профессиональным интересам

1.6

Спортивные объединения

5

Общество по защите прав потребителей

4

Религиозные

8

Экологические организации

0.4

Нет, не участвовал

24

 

Низкая гражданская активность жителей города подтверждается данными вышеприведенной таблицы. Почти четвертая часть опрошенных -  24% не участвовали в деятельности общественных организаций. Одной из основных форм участия населения в  НКО являются интернет-сообщества. Такой способ взаимодействия отметили 48% респондентов. И эти цифры кажутся логичными, так как в настоящее время современными средствами общения и передачи информации являются интернет и социальные сети. И хотя одним из наиболее востребованных направлений деятельности НКО жители называют защиту окружающей среды (см. данные предыдущей таблицы), тем не менее, в акциях экологической направленности принимало участие менее 1% респондентов. Также стоить отметить, что вторым по популярности среди населения является участие в ТСЖ, ТОС – 26%. Это обусловлено изменениями в законодательной базе, которые усиливают роль населения как собственников жилья.

2.11     Если в будущем Вам предложат поучаствовать в акции, организуемой общественной организацией, то согласитесь ли Вы?

 

 

Чуть менее половины опрошенных – 47 % ответили «да». Однако более половины или не согласны (25%), или затрудняются ответить на данный вопрос (28%).

 

2.12     Проблемы на пути развития гражданской активности населения

 

Проблемы

Ответы респондентов (%)

Отсутствие мотивации населения

49

Недостаточный уровень поддержки со стороны власти

31

Отсутствие достаточного финансирования

14

Коррупция

6

 

Главными проблемами на пути развития гражданской активности население города видит в отсутствии мотивации, так считает - 49% респондентов; в недостаточном уровне поддержки инициатив со стороны органов власти уверены 31%; отсутствие достаточного финансирования отмечает 14% населения и проблему коррупции на пути развития гражданской активности назвали 6% граждан.

На основании анализа ответов респондентов, можно сделать следующие выводы:

1.      Гражданская активность жителей города низкая и перспективы ee развития невелики.

2.      Население города относится неоднозначно к общественным организациям и мало информировано об их деятельности.

3.      Существенными проблемами на пути развития гражданской активности население считает отсутствие мотивации и недостаточный уровень поддержки инициатив со стороны органов власти.

Для развития гражданских инициатив необходимо поощрять энтузиастов и наладить  партнерские отношения с органами власти.

 


 

3      Гражданская активность в городе Рыбинске по оценкам органов власти и некоммерческих организаций.

 

 

Для определения, как общественные организации и органы власти оценивают уровень гражданской активности населения в городе, было проведено анкетирование, в котором приняло участие 53 члена общественных и некоммерческих организаций и 21 представитель органов власти.

Цели опроса: анализ текущего состояния гражданского общества, проведение экспертной оценки различных форм взаимодействия власти и некоммерческих организаций, направлений их  деятельности  и т.д.

3.1         Основные задачи анкетирования:

§  выяснить мнение относительно текущего состояния гражданского общества;

§  дать оценку уровня и  различных форм взаимодействия органов власти и НКО;

§  определить основные направления деятельности некоммерческих организаций, востребованные в Рыбинске.

 

3.2         Оценка состояния гражданского общества города

Как показало анкетирование, среди респондентов преобладает критический взгляд на сегодняшнее состояние гражданского общества в городе Рыбинске.

Большая часть респондентов - 53% представителей органов власти (далее «ОВ») и 62% представителя НКО считает, что гражданское общество  в городе инертное. Наличие разобщенности в обществе отмечают 34% (ОВ) и 19% (НКО). И лишь малая часть респондентов считает, что гражданское общество в городе активное 13% (ОВ) и 19% (НКО). Экспертная оценка текущего состояния гражданского общества  как инертного практически совпала с оценкой некоммерческих организаций, но органы власти считают его более инертным, чем НКО (62% против 53%). Оценка состояния общества, как разобщенное, значительно различается в оценках органов власти и НКО. Так  по оценкам некоммерческих организаций показатель разобщенности почти в 2 раза превышает данный показатель по оценке органов власти.

 

3.3         Взаимодействие НКО и органов власти

 

 

Ответы респондентов (%)

Органы власти

НКО

Постоянно

14

40

Часто

14

55

Редко

72

5

Не взаимодействуем

0

0

 

На вопрос «Как часто вы в своей деятельности на протяжении года- полутора лет взаимодействовали с органами власти?» следует отметить, что представители НКО и органов власти абсолютно по-разному оценивают уровень взаимодействия. НКО считают, что взаимодействие происходит часто – 55%, а власть -  что этого явно недостаточно – 72%.

Все же обе стороны подтвердили наличие сотрудничества друг с другом.

 

3.4         Наиболее эффективные формы взаимодействия власти и НКО

Формы взаимодействия

Ответы респондентов, %

Органы власти

НКО

Гранты и субсидии

35

31

Публичные слушания

35

24

Обращения в органы власти

30

13

Участие  в Общественных палатах

0

10

Экологическая экспертиза

0

10

Членство в общественных советах

0

6

Правотворческая инициатива

0

6

 

Наиболее эффективными формами взаимодействия власти и общественных организаций респонденты выделили гранты и субсидии.

 

3.5         Какие направления деятельности некоммерческих организаций (общественных объединений) вы считаете наиболее востребованными в Рыбинске?

 

Направления деятельности

Органы власти (%)

НКО (%)

Работа по реабилитации и адаптации людей с ограниченными возможностями (инвалидов) и членов их семей

-

8

Социальная поддержка населения

-

11

Работа с детьми и молодежью (по профилактике негативных явлений, защите их прав, досугу и т.д.)

51,5

11

Защита семьи, детства, материнства и отцовства

-

9

Женские инициативы и защита прав женщин

-

7

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание

-

8

Досуг, клубы по интересам, туризм

-

5

Образование и просветительство, научная деятельность

-

9

Физическая культура, спорт, популяризация здорового образа жизни

5,7

13

Медицина

8,6

10

Охрана окружающей среды и экологическое воспитание

17,1

4

Поддержка и сохранность жилищного фонда, благоустройство населенных пунктов, содействие осуществлению жилищно-коммунальной реформы

17,1

5

 

Основными направлениями деятельности НКО, наиболее востребованными в Рыбинске, сотрудники органов власти из перечисленных 12 направлений отметили лишь 5. Работа с детьми и молодежью - 51%, поддержка и сохранность жилого фонда - 17%, охрана окружающей среды и экологическое воспитание - 17%, медицина - 9%.

 

Сравнивая эти данные с ответами руководителей НКО, необходимо отметить следующее: руководители НКО считают все направления деятельности востребованными в Рыбинске, но главными отмечают пропаганду здорового образа жизни, физическую культуру и спорт – 13%, работу с детьми и молодежью – 11%, социальную поддержку населения – 11%.

 

Вызывает озабоченность, что такое направление, как гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание, отметило лишь 8% представителей НКО, и никто из представителей органов власти. Но именно, бережное отношение к гражданским и духовным ценностям, лучшим традициям отечественной культуры, является основополагающим признаком зрелости гражданского общества и важным условием его дальнейшего развития.

 

3.6         Помощь НКО от органов власти

Виды

Ответы респондентов (%)

Органы власти

НКО

Организационно-методическая

14

69

Информационная

14

55

Имущественная

14

21

Финансовая

32

47

Помощи не было

 

0,2

 

На вопрос: «Какую помощь органы власти, должностные лица в течение последних года-полтора оказывали НКО?»,  69 -% представителей НКО считают, что это организационно-методическая помощь. По словам представителей НКО, финансовую помощь получили 47%, информационную -55%, имущественную -21%.

Представители органов власти считают, что основная помощь для НКО была финансовой – 32%. Организационно-методическая, информационная и имущественная распределились поровну,  по 14%.

 

3.7         Оценка развития институтов гражданского общества

0

5

14

0

33

38

0

0

0

10

0

5

10

15

20

25

30

35

40

Кол-во, %

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Оценка в баллах

 

Важным шагом в развитии сотрудничества общества и власти является работа институтов гражданского общества: общественных, координационных советов при органах исполнительной власти, Общественной палаты и т.д. Оценивая работу этих организаций по 10 бальной шкале, 38.1% респондентов оценили ее на 6 баллов, 33,3%-на 5 баллов, 14,3%-на 3 балла, 4,7%-на 2 балла. Степень максимального развития отметили 9,6% сотрудников органов власти.                                                                                                                                          На основании ответов представителей органов власти и некоммерческих организаций можно сделать следующие выводы:                                                        1.Состояние гражданского общества в Рыбинске оценивается как инертное.                      2.Взаимодействие органов власти и НКО явно недостаточное.                                          3..Помощь НКО от органов власти преобладает организационно-методическая и                           информационная.

 

 


 

4      Характеристика общественных объединений и НКО г. Рыбинска. Меры по их поддержке федеральных, областных и местных органов власти

 

Гражданская активность и вовлеченность населения в решение вопросов местного значения проявляется, в том числе, и в количестве созданных и активно действующих на конкретной территории общественных объединений и некоммерческих организаций. Создавая  НКО, жители планируют своими силами что-то улучшить в социальной, культурной или иной сфере.

 

По состоянию на 01.01.2015 года по данным министерства юстиции России на территории Ярославской области зарегистрировано 2275 некоммерческих организаций, из них на территории города Рыбинска 262 организации, что составляет 11,5 % от общего количества в Ярославской области. В сравнении с 2014г. количество зарегистрированных НКО выросло на 3,9%.

 

4.1         Общее количество НКО г. Рыбинска по направлениям деятельности:

 

Направления деятельности НКО

Количество организаций в г. Рыбинске

Спорт, молодежь

87

Профсоюзы

34

Религия

27

Социальные и благотворительные фонды

66

Образование, культура, просвещение

48

ИТОГО:

262

 

В реестре общественных объединений и некоммерческих организаций городского округа город Рыбинск на учете в администрации состоит 66 некоммерческих организаций.

 

Общественные организации города Рыбинска имеют следующую направленность в работе:

§  сфера образования ,культуры, науки, просвещения - 16;

§  организации инвалидов - 7;

§  ветеранские - 5;

§  спортивные - 9;

§  профессиональные - 4;

§  благотворительные -5;

§  молодежные - 9;

§  по интересам – 2;

§  прочие социальные – 9.

 

Кроме перечисленных общественных организаций на территории г.Рыбинска действуют 30 Комитетов территориального общественного самоуправления (КТОС) ,которые оказывают содействие населению в решении вопросов местного значения на конкретной территории (Положение об организации и осуществлении территориального общественного самоуправления в городском округе город Рыбинск, утверждено решением Муниципального Совета от 29.08.2008г.)

 

Администрация г. Рыбинска взаимодействует с некоммерческими организациями в рамках следующих нормативно-правовых документов:

§  Положение о взаимодействии Администрации с НКО, в рамках которого осуществляется информационно - методическая поддержка НКО, организационная помощь в проведении мероприятий НКО и ведение реестра НКО;

§  Положение о предоставлении субсидий общественным объединениями ветеранов, инвалидов и пожилых граждан;

§  Положение о предоставлении грантов на реализацию проектов НКО.

 

4.2         Средства, выделенные из городского бюджета для НКО на субсидии и гранты:

 

Год

Выделенные средства,

тыс. руб.

Количество организаций, получивших поддержку

2013

3500

22

2014

2800

15

2015

1880

1

 

Как видно из приведенных цифр, величина финансирования продолжает сокращаться.

Средства выделяются общественным организациям инвалидам, ветеранам, женским организациям, фондам и организациям по профессиональным интересам.

На предоставленные средства организации реализуют проекты и мероприятия по социальной адаптации инвалидов: кружковая работа, организация экскурсий, проведение консультаций, патриотическому воспитанию населения и молодежи: проведение встреч с ветеранами, издание книг о рыбинцах - участниках военных действий в Афганистане и ликвидации аварии на ЧАЭС, проведение культурно-массовых мероприятий: День матери, День микрорайона, День памяти Мологи, работа с молодежью: летний археологический лагерь, сбор поисковых отрядов и др. Также проводится работа с малообеспеченными, многодетными семьями (консультации психолога); мероприятия по профилактике алкоголизма и наркомании среди молодежи (семинары для родителей в СОШ).

 

4.3         Поддержка НКО из областного бюджета

Год

Выделенные средства,

тыс. руб.

Количество организаций, получивших поддержку

2011

1000

2

2012

1072,9

3

2013

5162,6

13

2014

6428,5

10

2015

1974,2

4

 

В 2015г поддержку получили:

§  Общественная организация инвалидов «Говорящая книга», проект «говорящая книга» (перевод литературы в звуковой формат, пополнение форма библиотек звуковой литературой).

§  Городская общественная организация женщин, проект «социальный компаньон» (оказание услуг одиноким гражданам, пожилым людям и инвалидам: генеральная уборка в квартирах, парикмахерские услуги);

§  Ярославская региональная социально ориентированная общественная организация «Центр поддержки и развития общества «Социальная идея», проект «Социальная реклама в средствах массовой информации – инструмент профилактики социальных проблем общества» (семинары по социальной рекламе, конкурс социальной рекламы).

§  Рыбинская городская общественная организация «Спортивный клуб «Багратион -  Рыбинск», «Организация и проведение городского турнира дворовых команд по военно-тактической игре «Лазертаг» в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов»

За 5 лет было выделено 15638, 2 тыс. руб., поддержку получили 16 организаций.

 

4.4         Поддержка НКО из федерального бюджета

 

Год

Выделенные средства,

тыс. руб.

Количество организаций, получивших поддержку

2012

300

1

2013

1900

3

2014

1100

2

2015

1000

1

 

В 2015г. средства были выделены Ярославской региональной военно-патриотической детско-молодежной общественной организации «Центр Патриот» за проект «Священный долг».

Центром подготовлена комплексная программа подготовки молодого поисковика. Программа включает в себя ряд мероприятий, акций, конкурсов, учебно-тренировочных занятий, поисковые мероприятия.

В г. Рыбинске постановлением Главы городского округа г. Рыбинск от 27.10.14 № 3302 (в редакции постановления от 03.12.2015г. № 3472) утверждена Муниципальная программа "Гражданское общество и открытая власть".

Цель программы - развитие открытого диалога и развитие социального партнерства между властью и обществом в 2015 - 2018 гг.

Основные задачи:

§  развитие институтов гражданского общества;

§  повышение уровня информированности населения о деятельности органов местного самоуправления.

С 2014 года на программу «Гражданское общество и открытая власть» выделяются средства из областного бюджета на предоставление субсидий ветеранам, инвалидам и пожилым гражданам.

Год

Выделенные средства,

тыс. руб.

Количество организаций, получивших поддержку

2014

769

8

2015

410

7

 

В 2015г. по программе «Гражданское общество и открытая власть» средства получили следующие организации:

§  Отделение Ярославской областной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов г. Рыбинска Ярославской области;

§  Отделение Ярославской областной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Рыбинского муниципального округа Ярославской области;

§  Ярославская областная организация Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское Ордена Трудового Красного знамени общество слепых»;

§  Общественная организация ветеранов войны и военной службы, пенсионеров силовых структур г. Рыбинска Ярославской области;

§  Общественная организация лиц, пострадавших от радиационных катастроф «Союз-Чернобыль» г. Рыбинска Ярославской области;

§  Общественная организация по защите прав детей- инвалидов, инвалидов детства «Нежность» г. Рыбинска Ярославской области;

§  Ярославское региональное отделение общественной организации  «Всероссийское общество глухих».

Самая многочисленная городская организация - общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов города Рыбинска.

В ее составе насчитывается 32 тыс.686 членов.

В 2015 г. Общественная организация ветеранов стала лауреатом областного конкурса Гражданского Форума в номинации «Проект, посвященный празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной Войне».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

5      Общественный контроль в г. Рыбинске

 

Общественный контроль - залог роста эффективности деятельности органов власти. Вовлеченность граждан в процедуры общественного контроля не только повышает уровень доверия населения власти,  но и обеспечивает развитие общества и его устойчивость. Система общественного контроля начала формироваться сравнительно недавно, с принятием федерального закона от 21 июля 2014 года №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». В г. Рыбинске общественный контроль осуществляется в следующих формах:

ü экспертиза законодательных актов;

ü публичные (общественные) слушания;

ü работа координационных советов, совместных комиссий при исполнительном органе власти;

ü обращения граждан в органы власти.

 

        Наиболее успешные формы общественного контроля

 

Членство в ОС

Экспертиза ЗА

Обращения в ОВ

Публичные слушания

Одной из самых эффективных форм общественного контроля органы власти(54%) и общественные организации (31%) считают участие населения в публичных слушаниях.

 

В 2015 году дважды проходили  публичные слушания по внесению изменений в Устав города, которые не оставили жителей равнодушными: вначале по отмене прямых выборов Главы, а затем по назначению прямых выборов. Так же проходили публичные слушания по исполнению бюджета за 2014 год и утверждению бюджета города на 2015 год. Тринадцать  публичных слушаний, связанных с разрешением использования земельных участков было организовано департаментом архитектуры и градостроительства. Большинство из них получило одобрение жителей. Отрицательно отнеслись горожане к строительству среднеэтажных жилых застроек по улице Радищева д.5 и Волжская набережная д.5/Гаванская д.1,строительству здания общественного назначения по улице Радищева д.81а  и выделению земельного участка под закрытое спортивное сооружение у спортивного комплекса «Полет».

 Формой общественного контроля является вхождение НКО в общественные советы и комиссии при органах власти.   При администрации города действуют 2 координационных совета. Координационный совет по малому и среднему предпринимательству и по делам инвалидов.

Представители общественных организаций города входят в состав следующих комиссий:

·         по предоставлению субсидий из бюджета городского округа город Рыбинск;

·         по предоставлению грантов;

·         по борьбе с коррупцией;

·         по подготовке правил землепользования и застройки;

·         по присуждению почетных званий;

·         по оценке деятельности управляющих компаний;

·         административная комиссия.

 

Из опроса представителей органов власти и НКО видно, что формой общественного контроля и те и другие видят обращения в органы власти(25% представителей органов власти и 42% НКО).

Так в 2015 году всего поступило 1947 обращений .По данным администрации самое большое количество обращений связано с жилищем-701 обращение, с хозяйственной деятельностью-572 обращение, с основами государственного управления-137, с социальным обеспечением-130

Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» субъектами общественного контроля называет общественные палаты муниципальных образований .Основные формы общественного контроля, такие как общественный мониторинг,общественная проверка,общественная экспертиза пока крайне редко используются общественной палатой города Рыбинска.

 

 

 

 


 

6          Перспективы развития гражданского общества в городе Рыбинске и пути их решения

 

Отраженный в докладе материал позволяет сделать вывод, что состояние гражданского общества в Рыбинске оценивается как инертное. Значительная часть населения не считает себя активным участником общественно-политической жизни города

Сдерживающими факторами развития гражданского общества в городе являются:                               1.Недостаточное количество форм взаимодействия институтов гражданского общества с органами местного самоуправления.                                                                                       2.Слабое информирование населения о деятельности некоммерческих организаций.                                                                                                                                                      3.Отсутствие мотивации и недостаточный уровень поддержки инициатив населения со стороны органов власти.                                                                                                                  4.Слабость социальных коммуникаций внутри городских сообществ и между ними.                                                                                             -

Многие некоммерческие организации, работающие в городе более 5 лет, ни разу не получали государственную поддержку. Необходимо составить реестр таких НКО с целью их привлечения к посещению обучающих семинаров по составлению заявок на гранты и дальнейшего поощрения,

 

Возможно, следует рассмотреть вопрос о вовлеченности  НКО в систему социального заказа.

 

Для развития гражданского общества в городе Рыбинске необходимо:                                          1.Более активно привлекать граждан и некоммерческие организации к выработке и реализации  социально-экономической политики в городе Рыбинске.                                             2.Создание эффективных механизмов взаимодействия органов власти с некоммерческими организациями.

 

3.Повышение открытости и прозрачности деятельности органов местного самоуправления для населения.

 

4.Совершенствование нормативно-правового обеспечения поддержки  НКО.

5.Предоставление информационной поддержки некоммерческим организациям.

6.Поддержка общественных инициатив органами власти через гранты и субсидии.

7.Cоздание центра социальной поддержки с выделением отдельного здания для НКО.

 

 

 

Вот далеко не полный список проблем и приоритетов, стоящих перед властью и общественностью. Поставленные задачи возможно решить только в результате равноправного диалога власти и  общества.